Ежедневно мы все находимся под прессингом других людей. Без манипуляций трудно представить любой процесс управления. В древние времена военачальники были вынуждены многие свои приказы передавать визуально или словесные приказы подкреплять жестами. Отсюда и пошли эти слова: «манипулировать» и «руководить».
Представим, что демократические принципы распространились не только на политику, сферу государственного и муниципального управления, но и на жизнь академической группы, когда ни один из участников и шагу не может сделать без того, чтобы не согласовать свое поведение с группой товарищей.
23 сентября 2021 года с целью формирования коммуникативной компетенции со студентами кафедры менеджмента внешнеэкономической деятельности проведена манипулятивная игра «Полная демократия».
В ходе игры студенты выступали как в роли жертв манипуляций, почувствовав внешнее манипулятивное воздействие со стороны парламентеров, так и в роли манипуляторов. Если доброволец-жертва отказывался выполнять решения парламента, он попадал в «тюрьму».
По завершению игры студенты подвели итоги, поделились своими мыслями и переживаниями, отвечая на вопросы: «Каково быть исполнителем чужой воли?», «Что было приятнее, исполнять чью-то волю или диктовать свою волю другим?», «Какие приемы манипуляции были замечены?», «Было ли чувство обиды? благодарности? какие-то иные чувства?», «Как лучше противостоять давлению со стороны большой группы людей? какие здесь возможны приемы, тактики, стратегии?».
Игра получилась яркой, интересной, активной, познавательной.
В конце мероприятия все участники встречи единодушно сошлись на том, что демократия в её первоначальном значении является безусловным благом, однако, она ни в коем случае не должна насаждаться извне, а также ознакомились с приёмами и методами противостояния манипуляциям.